Ирвин Ялом: экскурс в историю экзистенциальной философии

Экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве), не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства. Однако у нее есть генеалогия, несколько разбросанных по свету кузин и кузенов, а также друзья семьи – кое-кто в Европе и кое-кто в Америке.

В философии существуют экзистенциальная "традиция" и формальная экзистенциальная "школа". Нет сомнения, что экзистенциальная традиция вечна. Какой выдающийся мыслитель на определенном этапе своей работы и своего жизненного пути не обращался к вопросам жизни и смерти? Однако формальная школа экзистенциальной философии имеет совершенно четкое начало. Некоторые считают отправной точкой воскресный полдень 1834 года, когда молодой датчанин сидел в кафе, курил сигару и размышлял над тем, что ему грозит опасность состариться, не оставив следа в этом мире. Он думал о многих своих успешных друзьях:

"Благодетели века те, которые знают, как осчастливить человечество, делая жизнь все легче и легче: кто-то с помощью железных дорог, кто-то – омнибусов и пароходов, кто-то – телеграфа, другие составлением удобопонятных компендиумов и кратких изложений всего, что стоит знать; и, наконец, подлинные благодетели века, которые с помощью мысли систематически все более облегчают духовное существование".

Сигара догорела. Молодой датчанин, Серен Кьеркегор, зажег другую и продолжал размышлять. Внезапно в его сознании вспыхнула мысль:

"Ты должен что-то сделать, но поскольку твои ограниченные способности не позволят тебе облегчить что-либо еще более, чем оно есть, то ты должен, с тем же гуманитарным энтузиазмом, как у других, приняться за то, чтобы что-либо затруднить".

Он подумал: когда люди дружно стремятся все на свете облегчить, возникает опасность, что станет слишком легко. Возможно, нужен кто-то, кто вновь затруднит жизнь. Он решил, что открыл свое предназначение. Подобно новому Сократу, он должен отправиться на поиски трудностей. Каких именно? Найти было нетрудно. Достаточно было поразмыслить о ситуации собственного существования, собственном смертельном страхе, стоящих перед собой выборах, своих возможностях и ограничениях.

 
Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия». «Класс», 2014

#ИрвинЯлом #Телемост14.04.16

А с современной легендой экзистенциальной психотерапии Ирвином Яломом можно встретиться 14 апреля. Билеты здесь: http://yalom.ru/bilety/

Facebooktwitterlinkedinrssinstagram

1 комментарий

  • Николай

    ,,,Я вам не верю… А ведь проблема экзистенциальная (!) А почему? …То, что делает Россия, и делает вас несапиентальными… Мудрость не на ее стороне… Экзистенциализм — это не перепевы про жизнь или смерть… Такая мировоззренческая культура есть новым прочтением все той же, вечной проблемы ответственности за жизнь… За жизнь как феномен… Вы не являетесь носителями Жизни… Вы служители зла, потому что вы не осуждаете главное — преступления против жизни… Ни один из вас не отбывает срок за противостояние, осуждение, протест… У Софии не женское лицо! Софийность понимается только теми, кто постигнет ее именно экзистенциальным способом/методом/жизнью/страданием/постижением… Не вижу апостолов… Вы не «шпионы сердца», потому что вы обыкновенные ужи-змейки, тайно проникающие в души простых людей… и порождающие там сомнение… Вы — бизнесмены, имеющие специальное образование… Не ранимая (оголенная) человеческая душа — объект вашей науки, а голый бизнес… Как видите когнитивоподобное фарисейство — это еще не феноменология или экзистенциализм… Вы не тот несете крест… Да и доступна ли такая парабола вашему так называемому экзистенцанализу…

Написать комментарий