Ирвин Ялом об «Алисе в Зазеркалье» и том, почему мы не можем быть одни…

Если нам не удалось развить внутреннюю силу, чувство личной ценности и непоколебимое ощущение своей самобытности, позволяющие встретить экзистенциальную изоляцию, сказать "так тому и быть" и принять в себя тревогу, то мы будем пытаться обходными путями найти безопасность.

Пути поиска такой безопасности по большей части связаны с отношениями – то есть включают в себя межличностные отношения, но при этом индивид не близок с другим (то есть не "заботится" о нем), а использует другого функционально. Испытываемый ужас, прямое осознание экзистенциальной изоляции и тщательно выстраиваемая нами для смягчения тревоги защитная структура психики – все это не осознается. Мы знаем только, что не можем быть одни, отчаянно хотим от других того, что получить от них невозможно, и как мы ни стараемся, в наших отношениях что-то всегда не так.

ирвин яломЛьюис Кэролл в "Алисе в Зазеркалье" прекрасно выразил твердое мнение, которого придерживаются многие мои пациенты: "Я существую, только пока обо мне думают". Алиса, Траляля и Труляля подходят к спящему Черному Королю:

"– Ему снится сон! – сказал Траляля. – И как, по-твоему, кто ему снится?
– Не знаю, ответила Алиса. – Этого никто сказать не может.
– Ему снишься ты! – закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. – Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была?
– Там, где я и есть, конечно, – сказала Алиса.
– А вот и ошибаешься, – возразил с презрением Траляля. – Тебя бы тогда вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне.
– Если этот вот Король вдруг проснется, – подтвердил Труляля, – ты сразу же – фьють! – потухнешь, как свеча!
– Ну, нет, – вознегодовала Алиса. – И вовсе не потухну! К тому же если я только сон, то кто же тогда вы, хотела бы я знать?
– То же самое, – сказал Труляля.
– Самое, самое, – подтвердил Траляля.
Он так громко прокричал эти слова, что Алиса испугалась.
– Ш-ш-ш. – прошептала она. – Не кричите, а то вы его разбудите!
– Тебе-то что об этом думать? – сказал Труляля. – Все равно ты ему только снишься. Ты ведь не настоящая!
– Нет, настоящая! крикнула Алиса и залилась слезами.
– Слезами делу не поможешь, – заметил Траляля. – О чем тут плакать?
– Если бы я была не настоящая, я бы не плакала, – сказала Алиса, улыбаясь сквозь слезы: все это было так глупо.
– Надеюсь, ты не думаешь, что это настоящие слезы? – спросил Труляля с презрением".

(Перевод Н.М.Демуровой)

Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия». «Класс», 2014
#ИрвинЯлом #Телемост14.04.16

Как же тонко и красочно Ирвин Ялом может проиллюстрировать сложные экзистенциальные проблемы. 14 апреля Вас ждёт увлекательная и живая беседа с маэстро!

Билеты здесь: http://yalom.ru/bilety/

Facebooktwitterlinkedinrssinstagram

1 комментарий

  • Николай

    …Источник идей так называемого Луиса Керолпа нужно искать в эволюции классической логики… Она стала, по крайней мере, многозначной или, другими словами, современной формальной логикой… Если же привязывать сюда З. Фрейда, то он точно уловил новое мышление, заданное школами гипнотизма. Да, З. Фрейд выступил против гипноза, видя в нем социальную опасность… Экзистенциализм — более позднего происхождения… И, тем более, такая психология… Привязывать Л. Керолла до экзистенциальной психологии — непоследовательно… Важно другое: В оптимизме Керолла отсутствует патологическое видение психологии через запотевшие стекла невротического психоанализа… Привет из осаждаемой Украины… Протрите свои экзистенциальные глаза!

Написать комментарий